ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 г."

21 апреля 2016

Одним из инструментов государственной поддержки является финансирование объектов внешней инфраструктуры, необходимых для реализации инвестиционного проекта, за счет средств федерального бюджета.

Финансирование строительства объектов внешней инфраструктуры предполагается за счет средств федеральной целевой программы «Развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2018 года» в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2014 г. № 1055 «Об утверждении методики отбора инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона».

Отбор инвестиционных проектов на оказание соответствующей государственной поддержки осуществляется в рамках открытого рассмотрения заявок.

Подробно об отборе инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территориях Дальнего Востока, на официальном сайте Минвостокразвития России

Условия для участия инвесторов (инициаторов проектов) в конкурсном отборе инвестиционных проектов, реализуемых или планируемых к реализации на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, для включения в федеральную целевую программу "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года", и заключения соглашений о предоставлении субсидий

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 октября 2014 г. № 1055 "Об утверждении методики отбора инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона" (в ред. от 09.07.2015 № 692).

Требования, предъявляемые к инвестиционному проекту:

  • цели инвестиционного проекта соответствуют целям стратегических документов, определяющих направления социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона;
  • производство товаров, работ и (или) оказание услуг в результате реализации инвестиционного проекта осуществляется в субъектах Российской Федерации, расположенных на территории Дальнего Востока и Байкальского региона;
  • государственная поддержка (в форме бюджетных инвестиций и субсидий) требуется для создания и (или) модернизации объектов инфраструктуры;
  • сумма частных инвестиций в рамках реализации инвестиционного проекта составляет не менее одного млрд. рублей;
  • чистая приведенная стоимость инвестиционного проекта отрицательна при отсутствии государственной поддержки (в форме бюджетных инвестиций и субсидий) инвестиционного проекта и больше либо равна нулю в случае предоставления государственной поддержки в форме бюджетных инвестиций и субсидий в объекты инфраструктуры (при условии, что инвестор претендует на оказание государственной поддержки в форме бюджетных инвестиций и субсидий в объекты инфраструктуры). 

Требования, предъявляемые к инвестору:

  • инвестор инвестиционного проекта либо участники (акционеры), доля которых в уставном капитале инвестора инвестиционного проекта составляет 10 и более процентов, либо единоличный исполнительный орган инвестора инвестиционного проекта и (или) его заместители, а также привлекаемые к реализации проекта подрядчики имеют опыт реализации инвестиционных проектов, в том числе по их выводу на плановую окупаемость и обеспечению достижения запланированных показателей экономической эффективности;
  • у инвестора инвестиционного проекта отсутствует просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, а также по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
  • в отношении инвестора инвестиционного проекта в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве).

 Документы, которые должны быть предоставлены инвестором в Минвостокразвития России для участия в конкурсном отборе:

  • бизнес-план, финансово-экономическая модель инвестиционного проекта, справка-обоснование по объектам инфраструктуры (при условии, что инвестор инвестиционного проекта претендует на оказание государственной поддержки в форме бюджетных инвестиций и субсидий в объекты инфраструктуры);
  • заключение, подтверждающее обоснованность расчетов бизнес-плана и финансово-экономической модели, содержащее оценку рисков инвестиционного проекта и его бюджетной эффективности.

Заключение, предусмотренное подпунктом "б" настоящего пункта, должно быть подготовлено банком в случае принятия таким банком решения о кредитовании инвестора инвестиционного проекта в размере не менее 20 процентов общей величины частных инвестиций инвестиционного проекта. В случае если на момент подачи документов на рассмотрение в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в отношении инвестиционного проекта таким банком не принято решение о кредитовании инвестора инвестиционного проекта в размере не менее 20 процентов общей величины частных инвестиций инвестиционного проекта, то заключение представляется уполномоченным финансовым консультантом или Фондом. Уполномоченный финансовый консультант должен соответствовать не менее чем одному из следующих критериев:

  1. уполномоченный финансовый консультант по числу и (или) объему заключенных сделок по сопровождению проектного финансирования за предшествующий год должен входить в рейтинг 10 крупнейших финансовых консультантов таких международных агентств и печатных изданий, как "Диалоджик" (Dealogic) и "Прожект Финанс Мегазин" (Project Finance Magazine);
  2. наличие опыта работы в качестве финансового консультанта по проектам в сфере транспортной, энергетической, коммунальной, социальной и промышленной инфраструктуры стоимостью не менее 5 млрд. рублей каждый в течение 3 предшествующих лет (в том числе в качестве исполнителя);
  3. наличие сделок проектного финансирования с суммой кредита не менее 2,5 млрд. рублей каждая, по которым уполномоченный финансовый консультант выступал в качестве кредитора или финансового консультанта по привлечению проектного финансирования и которые достигли финансового закрытия в течение последних 12 месяцев, количество их составило не менее 2, а за последние 36 месяцев - не менее 6;
  4. уполномоченный финансовый консультант по числу и (или) объему заключенных сделок по сопровождению проектного финансирования за предшествующий год должен входить в рейтинг 10 крупнейших финансовых консультантов рейтинговых агентств, аккредитованных Министерством финансов Российской Федерации;
  • обоснование бюджетных ассигнований на реализацию инвестиционного проекта (паспорт инвестиционного проекта) по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации (при условии, что инвестор инвестиционного проекта претендует на оказание государственной поддержки в форме бюджетных инвестиций в объекты инфраструктуры);
  • расчет сметной стоимости объектов инфраструктуры;
  • письменная гарантия инвестора инвестиционного проекта о готовности подписания инвестиционного соглашения;
  • документальное подтверждение со стороны соинвестора (соинвесторов) инвестиционного проекта и (или) кредитных организаций о готовности предоставить финансирование для покрытия той доли полной стоимости инвестиционного проекта, которая не обеспечена государственной поддержкой и собственными средствами инвестора инвестиционного проекта.

Подготовка документов осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по порядку оформления и подачи документов для участия в отборе инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории Дальнего Востока, утвержденными Приказом Минвостокразвития России от 16.01.2015 № 2.

 Критерии отбора инвестиционных проектов:

  • отношение объема частных инвестиций к объему расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на реализацию инвестиционного проекта, приведенных к моменту отбора инвестиционного проекта путем дисконтирования. Удельный вес этого критерия составляет 15 процентов;
  • отношение объема осуществленных частных инвестиций к объему планируемых частных инвестиций, приведенных к моменту отбора инвестиционного проекта путем дисконтирования. Удельный вес этого критерия составляет 15 процентов;
  • отношение объема поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в период реализации инвестиционного проекта в течение 10 лет после проведения отбора к объему расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на реализацию инвестиционного проекта, приведенных к моменту отбора инвестиционного проекта путем дисконтирования. Удельный вес этого критерия составляет 35 процентов;
  • добавленная стоимость, приведенная к моменту отбора инвестиционного проекта путем дисконтирования, которая будет создана за второй год после выхода инвестиционного проекта на проектную мощность. Удельный вес этого критерия составляет 35 процентов.

Конкурсный отбор инвестиционных проектов и подготовка проекта распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении перечня инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона:

  • определение значений показателей инвестиционных проектов по каждому из критериев;
  • нормирование значений показателей инвестиционных проектов по каждому из критериев;
  • расчет средневзвешенной величины - итогового балла каждого из инвестиционных проектов по формуле;
  • ранжирование инвестиционных проектов по величине итогового балла в порядке убывания;
  • по результатам ранжирования инвестиционных проектов Минвостокразвития Россиипредставляет для рассмотрения и согласования подкомиссией по вопросам реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона(далее - подкомиссия) сформированный проект перечня инвестиционных проектов с обосновывающими материалами по каждому из них;
  • подкомиссия осуществляет рассмотрение и согласование каждого из представленных Минвостокразвития России инвестиционных проектов (при этом к итоговому баллу могут быть применены поправочные коэффициенты в зависимости от приоритетности отрасли и приоритетности территории);
  • по рассмотренным и согласованным подкомиссией инвестиционным проектам (с учетом поправочных коэффициентов и предельных объемов бюджетного финансирования) Минвостокразвития России подготавливается проект распоряжения Правительства России об утверждении перечня инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона;
  • Минвостокразвития России по согласованию с Министерством финансов России разрабатывает и утверждает примерную форму инвестиционного соглашения между инвестором инвестиционного проекта, Минвостокразвития России и ответственным исполнителем.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 июля 2015 г. № 693 "О порядке предоставления из федерального бюджета субсидий на финансовое обеспечение затрат на создание и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры, а также на технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям и газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям в целях реализации инвестиционных проектов на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона"

Предоставление субсидии

Субсидии предоставляются в рамках реализации юридическими лицами инвестиционных проектов, отобранных в соответствии с методикой отбора инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2014 г. N 1055 "Об утверждении методики отбора инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона" (далее – методика).

Способ финансового обеспечения затрат определяется юридическим лицом по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 

Условия предоставления субсидии юридическому лицу:

  • наличие инвестиционного проекта, отобранного в соответствии с методикой, в перечне инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона, утверждаемом Правительством Российской Федерации;
  • наличие инвестиционного соглашения;
  • наличие соглашения о предоставлении субсидии.

Подготовка проекта соглашения о предоставлении субсидии, предоставление субсидии

Юридическое лицо представляет в Минвостокразвития России документы:

  • подтверждение расчета сметной стоимости объекта инфраструктуры, в качестве которого принимается один из следующих документов:
  • согласие собственника создаваемого объекта инфраструктуры на осуществление оплат эксплуатационных расходов, затрат по содержанию создаваемого объекта инфраструктуры и иных обязательств без использования средств федерального бюджета;
  • подтверждение уполномоченного представителя собственника объекта инфраструктуры в случае реконструкции объекта, не принадлежащего юридическому лицу (получателю субсидии), о согласии на проведение соответствующих работ и гарантиях обеспечения содержания реконструированного объекта инфраструктуры без использования средств федерального бюджета;
  • план-график и детальный план-график, синхронизированные между собой;
    • положительное заключение федерального автономного учреждения "Главное управление государственной экспертизы";
    • положительное заключение государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий;
    • договор о технологическом присоединении энергопринимающих устройств к электрическим сетям и (или) газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, заключенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с указанием стоимости и сроков выполнения работ;
  • независимую гарантию, выданную банком, иной кредитной организацией либо другой коммерческой организацией, не являющейся по отношению к юридическому лицу дочерним или зависимым обществом (далее - гарант), обеспечивающую исполнение юридическим лицом своих обязательств по соглашению о предоставлении субсидии.

Определены требования к содержанию независимой гарантии и гаранту (!!! – обратить внимание на требования к содержанию независимой гарантии и гаранту, п. 11 и 13 нормативного документа).

Субсидия предоставляется юридическому лицу в соответствии с:

  • Соглашением о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение затрат, которыенеобходимо произвести для создания и (или) реконструкции объекта инфраструктуры и (или) технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям и газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям;
  • Соглашением о предоставлении субсидии для возмещения затрат, понесенных юридическим лицом на создание и (или) реконструкцию объекта инфраструктуры

(!!! – обратить внимание на содержание соглашений, п. 17 нормативного документа).

Перечисление субсидии осуществляется в установленном порядке на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка России для учета денежных средств организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса.

Субсидия, предоставляемая для возмещения затрат юридического лица, понесенных на создание и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры, может быть перечислена на счет, открытый юридическому лицу в кредитной организации, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации или соглашением о предоставлении субсидии.

Обязательства и контроль

Юридическое лицо в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии и инвестиционным соглашением выполняет работы по созданию и (или) реконструкции объектов инфраструктуры в рамках реализации инвестиционного проекта в сроки и в объемах, которые установлены планом-графиком и детальным планом-графиком.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения юридическим лицом обязательств по инвестиционному соглашению и (или) соглашению о предоставлении субсидии и неустранения допущенных нарушений в срок до 6 месяцев средства в объеме предоставленной субсидии подлежат возврату в федеральный бюджет. При этом со счетов юридического лица, открытых в кредитных организациях, может осуществляться бесспорное списание по требованию Минвостокразвития России денежных средств в пределах объема предоставленной субсидии.

Юридическое лицо представляет в Минвостокразвития России отчеты и запрашиваемую информацию.

Проверка и контроль за соблюдением условий и целей предоставления субсидий осуществляется Минвостокразвития России и уполномоченными органами государственного финансового контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Контактная информация от министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики края для консультирования по вопросам участия в конкурсном отборе:

Шарко Елена Евгеньевна – заместитель начальника управления организации инвестиционной работы – начальник отдела координации отраслевых проектов, +7 (4212) 40-20-00 (2482).

Беляева Марина Вячеславовна – заместитель начальника отдела координации отраслевых проектов управления организации инвестиционной работы, +7 (4212) 40-24-14.


Полезные ресурсы